7 сентября 2022 г.

Grander

Группа Grander известна в узких кругах своим сплитом с Eamon и в большей степени участием в сборнике от Crank под названием (Don't Forget To) Breathe. Мы с Вовой вновь вытаскиваем истории о забытых группах того времени, и здесь будет опубликовано интервью десятилетней давности, фотки и записи, которых нигде не было. Я не стал делать этот пост в формате вопросов\ответов, их ответы вполне ложаться в единый текст. Итак, Grander, 1994 год, эмо, США.

Matt Orf (bass):
Группа Grander зародилась в Омахе, штат Небраска, зимой/весной 1994 года. Я переехал в Омаху в конце 1993 года из Канзас-Сити. В Канзасе я несколько лет играл в разных группах - Plaid Iris и группа под названием Fink. Когда Plaid Iris распались, то я решил переехать на несколько месяцев в Омаху, прежде чем отправиться в Австралию. (Я так и не добрался до Австралии.)
Итак, когда я приехал в Омаху, то захотел познакомиться с локальной сценой и посмотреть на местные группы. У бывшего барабанщика TJ из моей прошлой канзазской группы Fink был кузен из группы Ritual Device как раз из Омахи (Майк Саклар, гитарист).
Ritual Device часто выступали в легендарном баре Capital Bar с другими замечательными группами. Собственно, примерно в декабре 1993 года я познакомился с Майком и начал время от времени тусоваться с ребятами из Ritual Device. (Майк, Рэнди, Тим, Эрик). За это время я также познакомился с парнями из местных панк-групп (Омаха/Сиу-Сити). Одной из этих групп была Fischer, а другой — Take Agent. По моей работе (Best Buy - крупная сеть магазинов электроники в США) мне довелось работать с гитаристом Take Agent Кеном Макнилли. (В то время он и Расс из Fischer жили вместе). Однажды вечером он пригласил меня пойти посмотреть, как его группа играет в Capital, я с удовольствием согласился. Take Agent были прекрасны (Fischer, кстати, тоже играл, но их полностью затмили Take Agent). В то время у Расса (из Fischer) была подружка по имени Тэмми, и она играла на басу в Take Agent, и на самом деле это очень важный момент (потом расскажу почему).
Мы все начали тусоваться, а потом Take Agent распались. Примерно в это же время я познакомился с Тимом Коксом (ударные) и Кевином Мораном (гитара). Эти чуваки были суперкрутыми (чуть ли не легендами сцены), им нужен был басист, и они спросили, не хочу ли я собраться с ними поиграть на басу, ну и посмотреть, как это дело пойдёт. Я не упомянул, что играл только на гитаре (шестиструнной), но раз эти ребята просили меня сыграть с ними на басу… В этот момент мне понадобился бас, и я спросил ту самую Тэмми, могу ли я одолжить его у неё. Она, конечно, согласилась (Спасибо, Тэмми!!). Я подумал: «Блин, у баса всего четыре струны, на две струны меньше, чем у обычной гитары, так что не должно быть сложно». Никогда раньше не игравший на нём, я взял одолженный бас на репетиционную площадку (The Cog Factory), и начал играть единственным известным мне способом — как на гитаре — аккорды и все такое. На самом деле это сработало отлично - там у меня появился собственный стиль игры на басу. Я добавил туда немного дисторшна и бах, получилось круто. Мне очень нравилось играть на басу. Я играл с Тимом и Кевином всего несколько месяцев, но очень уважал и уважаю этих парней. Они отличные музыканты, и с ними действительно весело проводить время. Они относились ко мне как к полноценному и важному участнику группы и заставили меня почувствовать себя желанными гостями в новом городе. Навсегда благодарен им за это. Легендарная Cog Factory, где мы репетировали, только начинала свою работу. Тим и Кевин знали одного из владельцев (не Робба, который в конечном итоге стал единственным владельцем) и сказали, что мы можем репетировать там, но там не было отопления, а в Омахе была середина зимы. Мы едва чувствовали пальцы на руках и ногах, но были так счастливы, что у нас есть место для репетиций и общения (Спасибо, Робб).
За это время я часто ходил на концерты, знакомился с местными группами и с теми, кто в принципе есть в сцене. Однажды вечером я пошел на гиг в Capital, и там выступала отличная группа под названием Weld. Я смотрел на их выступление и думал, что они великолепны, особенно вокалист и басист Джейсон Сейлинг. После шоу я подошел к Джейсону и поблагодарил за выступление, высказал прям всё что думаю. Мы обменялись номерами, чтобы оставаться на связи. Некоторое время спустя мы встретились, и он упомянул группу, которую он собирался создать, где он хотел играть на гитаре и петь, и им нужен был басист. На тот момент я уже думал, что вполне себе басист. Я согласился встретиться с Джейсоном и другими его товарищами по группе, чтобы выпить в местном пабе. Когда я приехал, я встретил Роджера. Роджер был барабанщиком этой группы и давним другом Джейсонса. Роджер был и остается уникальным человеком. Представьте, что фанк 70-х встречается с энергией riot grrrl групп 90-х. У него заразительный характер, любовь к жизни и музыке. Я мог сразу сказать, что мы точно поладим. В то время в их группе был еще один гитарист, и я согласился присутствовать на одной из их репетиций. Первая репетиция была интересной. Я мог бы сказать, что у Роджера и Джейсона была хорошая музыкальная связь, но вот этот другой гитарист не очень вписывался. Несколько дней спустя я поговорил с Джейсоном и Роджером и сказал, что присоединюсь, но вот гитарист просто не подходил к музыкальному направлению, которое, как я чувствовал, мы собирались развивать. С гитаристом расстались полюбовно, и теперь нас было трое парней, готовых начать что-то грандиозное. Несколько недель спустя мы начали репетировать на Cog Factory. Через несколько недель мы втроем почувствовали, что нам всё же нужен дополнительный гитарист. Я все еще поддерживал связь со своим старым другом Кеном Макнилли и решил у него спросить, может он согласится играть с нами. Если помните, то Кен был в группе Take Agent, панк-группе с громкими и шумными гитарами. После короткого разговора он согласился попробовать и встретил нас на Cog Factory, чтобы послушать и что-нибудь поиграть. Кен привнес в музыку дополнительный уровень. Ритм такой шумной гитары с оттенком панк-рока что ли. Он был веселым парнем, и это был огромный плюс. Он был в деле. Теперь у нас была группа из четырех человек. Мы все сели в пабе и начали придумывать имя. Каждый из нас составил список имен, которые, как нам казалось, нам нравились в то время. («Только никакой игры слов», я помню, как сказал Джейсон). Мы прочитали список и сузили его до нескольких, а затем снова сузили. Последнее имя, оставшееся в списке, было GRANDER. Так, собственно, родился Grander.

Jason Sieling (Guitar and Vocals):
Насколько я помню, я уже играл на басу в панк-рок группе, но в то время на меня больше влиял инди-рок и пост-панк. Роджер и я дружили в раннем подростковом возрасте и когда подросли, то снова начали тусоваться и немного играть вместе. Я точно не помню, как Кен и Мэтт присоединились к группе, но я помню Кена как супер-расслабленного парня с настоящим панковским отношением, в то время как Мэтт был скорее чуваком из Канзас-Сити, который любил метал. Ну а вообще, я думаю, что у всех нас просто было желание делать музыку, которая бы отличной от той, что мы играли до этого.

Roger Lewis (drums):
Я знаю Джейсона с 7-го класса (то есть с 1983 года). Думаю, мы дружим где-то с 12-13 лет. Мэтта и Кенни я встретил в 93-94. Да и вообще Grander была моя первая группа!
Matt Orf (bass): Каждый из нас привнес в Grander совершенно разный набор музыкальных влияний, как мне кажется. Я вырос на классической музыке и всяких старых произведениях. Мои родители не позволяли в доме «светскую» музыку, поэтому я слушал, что мог. Я думаю, что это усилило мое желание узнать побольше разнообразной музыки да и в принципе заинтересоваться ею. Когда мне было около 12, я познакомился с металом. Бутлеги и первые альбомы Megadeth, Metallica, WASP, Slayer… ну вы поняли. Я нанял учителя игры на гитаре, и он увлекался блюзом. На первом уроке он спросил меня, что я хочу научиться играть, и я сказал: «Метал». Он сказал, что не знает, но знает блюз, так что это то, чему он меня будет учить. Так что я начал изучать блюз, и это переросло в более тяжелые рок-риффы, и, в конце концов, я стал играть более тяжелые вещи. Я начал слушать индастриал и дэт-метал, а потом гранж, ну и в общем эти жанры и определили мои музыкальные вкусы.
У Джейсона было чёткое влияние поп-панка в его музыке. У Роджера было влияние фанка, соула и классического рока. А у Кена классический панк-стиль. Каждый из нас привнес что-то своё при написании песен. Эта немного странноватая разница в музыкальных влияниях и сформировала наш звук. Когда группа собралась, то я помню, как мы слушали Unwound, Quicksand, Archers Of Loaf, Superchunk, Jawbox, Fugazi, Drive Like Jehu, Girls Against Boys, Seaweed, Supersuckers, Pitchfork, Shiner, The Jesus Lizard и многих других. Я не помню, чтобы мы когда-нибудь пытались звучать как какая-то другая группа или подражать. Мы просто заходили в комнату, и кто-то джемил - мы сочиняли из этого песню. Это был очень естественный творческий процесс. Мы действительно просто веселились вместе и хотели делать хорошую музыку, которая бы нам всем нравилась.

Jason Sieling (Guitar and Vocals):
В начале 90-х на меня сильно повлиял DC пост-хардкор сцена и инди-рок сцена Чапел-Хилла Северной Каролины. Мне нравились Fugazi и Jawbox, Superchunk и Archers of Loaf. Ну и конечно Slint, Unwound, Drive Like Jehu, RFTC и Quicksand, они часто играли в то время, когда мы основали Grander. Местные сцены Омахи, Линкольна, К.С. и Лоуренс были тоже очень круты. Например Mercy Rule, Sideshow и Mousetrap были группами, которые любили многие музыканты из Небраски начала 90-х. Это время было, на мой взгляд, рождением инди-рока для большого региона Омахи. Я думаю, что команды лейблов Saddle Creek и Caulfield Records — отличный пример того, как мы все влияли друг на друга. То же самое было со всеми известнейшими группами, которые начинали примерно в то же время, что и мы, такими как Mineral, Christie Front Drive, Boys life, Shiner, Panel Donor, Zoom и Giant’s Chair; это одни из моих любимых из середины 90-х. Я не помню, чтобы собирался создать какой-то конкретный звук. Большинство песен выросло из спонтанного ритма или риффа. Если вы сочиняете музыку, вы можете знать те моменты, когда кто-то кричит: «Блин, что это вот сейчас было? Сыграй еще раз". Ну и так это всё и начинается.

Roger Lewis (drums):
Вообще я всегда был большим поклонником классического рока 70-х. Помню, что Джейсон оказал на меня огромное влияние и познакомил меня со многими действительно крутыми группами в то время, такими как Unwound, PJ Harvey, Pavement, плюс я к тому моменту уже вовсю слушал Nirvana and S.T.P., всякий шугейз вроде Slowdive, My Bloody Valentine, Swervedriver и что-то вроде Eric's Trip и Hazel (они обе были на sub pop). О, ещё я очень любил riot grrrl ну знаете, Bikini Kill, Excuse 17, а ещё Heavens to Betsy, они были нереально круты в своё время.
Matt Orf (bass):
Мы много играли в Омахе на Cog Factory. Мы основали что-то вроде продюсерской компании (Джейсон, Мэтт, Роджер и наш хороший друг Майк). Мы начали приглашать группы для выступлений в Cog Factory, и это сработало очень хорошо, потому что мы могли играть с теми, кого хотели бы сами видеть. За это время мы познакомились со многими отличными группами. Обычно все собирались в моем доме, где жили Роджер, Кен, я и некоторые другие наши друзья. Мы переместили оборудование для репетиций в подвал дома и у нас был легкий доступ к инструментам в любое время. Поскольку группы возвращались к нам домой после гигов, то у нас почти всегда устраивались афтепати в доме, где все мы с другими музыкантами джемили всю ночь до рассвета.
Я купил красный фургон Dodge 1995 года выпуска, чтобы мы все могли легко перемещать наши инструменты с места на место. На нём мы совершили несколько мини-туров по региону. Куда бы мы ни пошли, с нами всегда случались какие-то сумасшедшие вещи. Мы играли с Giants Chair из Канзас-Сити и нашими приятелями из Омахи Eamon. Собственно, с ними мы и записали сплит. Отличные парни.
Мы записали еще одну песню под названием Clutch and Try. Нам было трудно выбрать между этой песней и 88 Cubic Meters, когда нужно было отдать какую-то одну на сборник от Crank Records «Don’t Forget To Breathe». Мне очень понравились оба этих трека. Вообще мы придумали как минимум 8 песен, которые регулярно исполняли на живых выступлениях. Сейчас я их вообще не помню. Оглядываясь назад, я понимаю, что мы должны были, конечно же, записать их все.

Jason Sieling (Guitar and Vocals):
Мы никогда не турили в масштабах страны. Мэтт, конечно, купил фургон, рассчитывая на туры, но в основном мы ездили на выходных по региону, как в принципе и большинство подобных групп. Мы приглашали друг друга играть в городах друг друга. Группы были маленькие и почти никто и не турил дальше своего региона. Все, что мы делали тогда, зависело от нас, мы не были подписаны на крупные лейблы. Не было ни электронной почты, ни мессенджеров. Мы очень много совершали телефонных звонков и личных встреч. А вообще странно всё это вспоминать и представлять, как жизнь сцены работала без сотовых телефонов и настоящего интернета.
88 Cubic Meters — единственная песня, которую мы вообще выпустили. Мы записали её, по-моему, в 94-м и выпустили в 95-м в виде сплита с нашими друзьями из крутой группы Eamon. Он также был включен в офигенный сборник, выпущенный Crank в 1997 году. Для нас было огромной честью выступать вместе с некоторыми из лучших групп того времени, включая The Promise Ring, Hot Water Music, Knapsack, Mineral и Drive Like Jehu.
Записали еще одну песню, Clutch and Try, но я не думаю, что она вообще где-то есть, я, например, найти её уже не могу.
Matt Orf (bass):
С того времени, когда существовала Grander осталось так много замечательных воспоминаний. Все эти ребята из Grander много значат для меня и всегда будут. Мы все вместе росли, взрослели и сталкивались со всевозможными сложностями вместе. Нам очень нравилось создавать музыку. Это была действительно наша отдушина. Между музыкантами, которые вместе делают музыку, существует особая связь. У нас было так много желания и самоотверженности, чтобы сделать что-то, чем мы могли бы гордиться и поделиться с другими. К сожалению, Grander просуществовала недолго, но за этот короткий период мы сделали очень многое. В то время этого не знали, но мы создавали волны и влияния, которые положили начало движению в Омахе. Группы, которые мы привозили в город, и дети, которые приходили посмотреть, как мы играем, были новым поколением музыкантов в Омахе, и вся эта сцена в значительной степени взлетела примерно в то время, когда мы распались. Я хотел бы верить, что мы оказали положительное влияние, деля концерты городе и поделившись с другими музыкой, которую мы любили.

Jason Sieling (Guitar and Vocals):
Grander просуществовала совсем недолго и оглядываясь назад, мое самое яркое воспоминание — это внимание, которое мы получили от стольких людей как в нашем родном городе, так и вокруг него. Я никогда не забуду нашу первую репетиционную точку. Когда мы впервые собрались вместе, мы репетировали в ужасающе дерьмовом местном клубе для всех возрастов по вечерам, когда у них не было концертов. Проблема была в том, что у него не было ни обогрева, ни охлаждения, так что мы либо обливались потом, либо едва чувствовали замерзшие пальцы во время игры. Это был кошмар, но мне это нравилось, потому что мне нравилось то, что мы играли.
Grander распались в 1996 году, когда я женился и переехал в Олимпию, штат Вашингтон, а Мэтт вернулся в Канзас-Сити. Роджер продолжал играть в нескольких отличных группах, включая The Good Life (с Тимом Кашером из Cursive). А вот с Кеном я связь потерял.

Roger Lewis (drums):
Что я запомнил о времени Grander? Я помню большой красный фургон! Я помню, что мы были довольно уникальной группой в то время. Мы могли бы вполне преуспеть, если бы остались вместе и не распались. За это время я научился играть и понял как вообще вся эта сцена работает. Мы были так молоды, вообще не знали никаких музыкальных правил и делали крутую музыку. Спасибо, что вообще вспомнили о нас, это очень круто.

Вот, в принципе, и весь разговор с группой Grander. Мне понравилась их история, а понравилась потому, что прочитав историю о них я прочитал историю о сотнях подобных групп в различных регионах Америки. Как собирались школьники и играли панк-рок в своих небольших городках, как сформировывали локальную сцену и просто тусовались вместе. И хоть Grander не то что бы прям выдающаяяся группа, да и после себя оставили всего два трека (один из которых опубликован был вот только в этом посте сейчас) - их история позволит немножко окунуться в то время и возможно почувствать атмосферу тех лет. Большое спасибо Вове, который взял это интервью лет 10 назад и вообще вспомнил об этом. Я рад, что эта история здесь. Надеюсь, что ещё несколько таких историй будут опубликованы здесь.